Titan №3 2017

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MANUFACTURE OF TITANIUM INGOTS AT VSMPO: THE NEW PAGES OF HISTORY (1957–1991)

 

A.O. Ezhov

 

In the article is analyzed the process of creation and development of the largest in the world melting and casting complex on the production of titanium ingots in Verkhnesaldinskoye metallurgical production association (works № 95, Verhnesaldinskiy metalworking plant (VSMOZ), now - PJSC «VSMPO-AVISMA Corporation») - the fundamentals of high-volume production of semi-finished products for aerospace and shipbuilding of the USSR (1957-1991). During this period there have been qualitative changes in the understanding of the role and place of titanium in the national economy. Its unique properties-strength, lightness, corrosion resistance etc. provided him with wide application. Strong Government support, caused by the great strategic importance of this material and its possibilities, has ensured the continued growth of the volume of products widely conducted research, improved technological processes of obtaining and processing of ingots and semifinished products, created a new advanced equipment. Actively went searching for ways to obtain ingots alternative vacuum arc re-melting (VAR) aimed at reduction of the VAR process without loss of quality. As a result, created towards the end of the 1980s on VSMOZ-VSMPO powerful production base for manufacture of titanium ingots enabled fully to defence and civil industries USSR strategically important construction material with a wider perspective on a standard use. Now VSMPO-AVISMA Corporation is one of the leaders of the world titanium market. The basis of sustainable enterprises is traditionally set for the production of ingots.

 

Keywords: titanium industry, Ural, vacuum arc re-melting, VSMPO-AVISMA corporation.

 

 

Raw materials. Titanium sponge.

 

IMPORT-SUBSTITUTING PURE VANADIUM PENTOXIDE TECHNOLOGY FOR TITANIUM ALLOYS MADE OF NTMK CONVERTER VANADIUM SLAG

 

А. Bornovolokov, B. Khalezov, N. Vatolin, А. Krasheninin

 

Vanadium pentoxide Vn-0 (V2O5≥ 99,5%) is used in vanadium-containing master alloys for titanium alloys. Vn-0 is not produced in Russia thus all Russian titanium industry needs in V2O5 are met through import. Manganic vanadium-containing converter slags obtained from melting of titanium magnetite ores are the raw material for vanadium pentoxide. New technology for manufacture of pure vanadium pentoxide using such slags was developed. Oxidizing roasting of slags at T = 850 ºС without Ca and Na-containing additives in used in this technology contrary to the existing technologies. Vanadium is leached selectively from roasted product with Na2CO3 (120–150 g/dm3) water solutions giving 99,6–99,8% V2O5.

Sulfurous leaching of vanadium from the cakes allows to obtain manganese salts and solid residuals are used for manufacture of complex master alloys for ferrous industry.

 

Keywords: hydrometallurgy, converter slag, selective leaching, vanadium, manganese, complex raw material processing.

 

PHASE COMPOSITION OF PRODUCTS ALUMINOTHERMIC SMELTING Al-V-Ti-C MASTER ALLOY

 

S. Vohmentsev, V. Chumarev, A. Larionov, S. Zhidovinov, D. Taranov

 

The results of the study of the phase composition of the Al-V-Ti-C master alloy and slags formed during its aluminothermic smelting are presented. The study carried out by X-ray phase and X-ray microanalysis. As part of Al-V-Ti-C master alloy found aluminides V5Al8, VAl3, carbide phase based on V2C, as well as a small amount of elemental carbon. Main component of Al-V-Ti-C slag is alumina (Al2O3), in which as separate inclusions found calcium aluminates of different composition, elemental carbon, carbide and a metal phases.

 

Keywords: master alloy, slag, phase composition, aluminum, vanadium, titanium, carbon.

 

VISCOSITY OF SLAGS OF ALUMINO-THERMAL PRODUCTION OF LIGATURES FOR TITANIUM ALLOYS

 

V. Chumarev, S. Istomin, V. Ryabov, A. Larionov, D. Taranov, S. Vohmentsev, М. Trubachev

 

The viscosity of slags formed in the aluminothermic smelting of Al-V-Ti-C, Al-Cr-Mo-Si and Al-Zr-Mo-Sn master alloys was measured using vibrational viscosimetry. The viscosity of slags in the fluid-poor state is less than 5-6 P. In the coordinates lnη-1/T, the slag viscosity polythemes of Al-V-Ti-C and Al-Cr-Mo-Si are described by intersecting lines. On the location of the points of intersection, the liquidus temperatures of slag Al-V-Ti-C ‒ 1860°С and Al-Cr-Mo-Si ‒ 1790°С were estimated. The temperature of the beginning of crystallization of the slag of Al-Zr-Mo-Sn is below ‒ 1550°C. The temperature coefficient of viscosity of Al-Cr-Mo-Si slag is determined equal to 103.0 kJ/mol, for Al-Zr-Mo-Sn slag ‒ 37.0 kJ/mol.

 

Keywords: aluminothermy, slag, viscosity, temperature dependence, crystallization.

 

CERTIFICATION OF THE ALTERNATIVE SOURCE OF ZIRCONIUM FOR TITANIUM PRODUCTION

 

M. Leder, I. Puzakov, N. Tarenkova, M. Kornilova, A. Gorina

 

VMSPO-AVISMA Corporation has certified the alternative source of Zr for Ti production – ATI Wah Chang (USA), Zr sponge producer.

The work presents the results of integrated research of Zr sponge and the results of simulating the defects caused by oxidized and nitrided particles of Zr sponge with defect formation risk assessment. It demonstrates that the use of Zr sponge allows to obtain Ti products of the required quality. Defect formation risk with Zr sponge was rated as low.

 

Keywords: Zr sponge, certification, oxidation, nitriding, risk assessment.

 

 

Materials science

 

EFFECT OF ADDITIONAL ALLOYING WITH NEUTRAL STRENGTHENING ELEMENTS ON STRUCTURE AND PROPERTIES OF (a+b) TITANIUM ALLOY

 

S. Skvortsova, A. Shalin, O. Gvozdeva, N. Ruchina, A. Volodin

 

In this work the effect of additional alloying with neutral strengthening elements on technological plasticity at hot and cold deformation, structure and mechanical properties in VT16 titanium alloy with the base composition is studied. It is shown that the introduction of about 1 wt.% of Zr and Sn has no significant effect on deformability of the alloy at elevated temperatures and does not lead to any substantial change of structure in hot-deformed and annealed states. However these elements decrease ultimate degree of compression strain by 10–15% at room temperature. At the same time ultimate strength increases at the average by 60 MPa.

 

Keywords: titanium alloy, technological plasticity, alloying, solid solution strengthening, structure, strength.

 

PECULIARITIES OF PHASE FORMATION AT METALLOTHERMIC OBTAINING TITANIUM-ALUMINIUM ALLOYS

 

S. Krasikov, S. Agafonov, E. Zhilina, L. Vedmid, S. Zhidovinova, A. Dolmatov, T. Osinkina, A. Russkih

 

Succession of  intermetallic compounds formation is studied by interaction of aluminum with titanium oxides, niobium and tantalum and resulted in approbation of metallothermic production of TiAl-based alloys using laboratory electric furnaces.

 

Keywords: aluminothermic reduction, phase formation, titanium alloys, intermetallic compounds, oxides.

 

 

Semi-products manufacturing technologies

 

APPLICATION OF TITANIUM SPONGE ALLOYED WITH ALUMINUM AND VANADIUM

 

T. Yanko, A. Ovchinnikov

 

The main directions of application of titanium sponge alloyed with aluminum and vanadium are considered. The advantages of using an alloyed sponge for the production of both alloys and finished products by reducing the production cycle are shown. The technology for producing titanium alloy powders for powder metallurgy and additive technologies of the hydride-dehydride (HDH) process has been presented.

 

Keywords: titanium alloys, powders, alloying, technology, properties, structure, sponge.

 


Titanium market

 

THE CONCEPT OF LIFE-CYCLE APPLICATION FOR THE PRODUCTION TECHNOLOGIES IN DETERMINING ADVANCED AREAS OF TITANIUM ALLOYS RESEARCH

 

Yu. Kusakina, L. Fedorova

 

The paper observes the influence of the life cycle of technologies on the areas of applied research related to the development of new titanium alloys and processing technologies. It is concluded that at the moment these technologies are at the stage of maturity, and for this stage of the life cycle of technology the most promising are those areas of research which are connected with cost reduction in production and processing.

 

Keywords: titanium alloys, life cycle of technologies, scientific research.

 


Events and anniversaries

 

To the 80-year anniversary Igor Polkin

To the 80-year anniversary Boris Prudkovskiy

To the 80-year anniversary German Kolobov

© 2013-2020. Межгосударственная Ассоциация ТИТАН

Титан №3 2017

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТИТАНОВЫХ СЛИТКОВ В ВСМПО: НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ (1957–1991 гг.)

 

A.O. Ежов, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», e-mail: ezhov.ao@mail.ru

 

В статье анализируется процесс создания и развития крупнейшего в мире плавильно-литейного комплекса по производству слитков из титана и его сплавов на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении (завод № 95, Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод (ВСМОЗ), ныне – ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА») – основы крупносерийного производства полуфабрикатов для авиакосмической отрасли и судостроения СССР (1957-1991 гг.). В этот период произошли качественные изменения в понимании роли и места титана в народном хозяйстве. Его уникальные свойства – прочность, легкость, коррозионная стойкость и т.д. обеспечили ему широкое применение. Мощная государственная поддержка, вызванная большим стратегическим значением данного материала и его возможностями, обеспечила непрерывный рост объемов выпускаемой продукции, широко велась исследовательская работа, совершенствовались технологические процессы получения и обработки слитков и полуфабрикатов, создавалось новое передовое оборудование. Активно шел поиск способов получения слитков, альтернативных вакуумно-дуговому переплаву, направленных на удешевление процесса ВДП без потери качества. В результате, созданная к концу 1980-х гг. на ВСМОЗ-ВСМПО мощная производственная база по изготовлению титановых слитков позволила в полной мере обеспечить оборонные и гражданские отрасли промышленности СССР стратегически важным конструкционным материалом с широкой перспективой использования. Сейчас корпорация ВСМПО-АВИСМА является одним из лидеров мирового титанового рынка. Основой устойчивого положения предприятия традиционно является комплекс по выпуску слитков.

 

Ключевые слова: титановая промышленность, Урал, вакуумно-дуговой переплав, Корпорация ВСМПО-АВИСМА.

 

 

Сырьё. Губчатый титан.

 

ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ПЕНТОКСИДА ВАНАДИЯ ДЛЯ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ ИЗ КОНВЕРТЕРНЫХ ВАНАДИЕВЫХ ШЛАКОВ НТМК

 

А.С. Борноволоков, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»  bor@vsmpo.ru 

Б.Д. Халезов, ИМЕТ УрО РАН, bd-chalezov@yandex.ru

Н.А. Ватолин, ИМЕТ УрО РАН, vatolin@imet.mplik.ru  

А.Г. Крашенинин, ИМЕТ УрО РАН, agkrash@mail.ru

 

В изготовлении ванадийсодержащих лигатур для титановых сплавов используется чистый пентоксид ванадия марки Вн-0 (V2O5≥ 99,5%), который в России не производится, и титановая промышленность все потребности в V2O5 удовлетворяет за счёт импорта. Марганцовистые ванадийсодержащие конвертерные шлаки от плавки титаномагнетитовых руд являются сырьём для производства пентоксида ванадия. Разработана новая технология получения чистого пентоксида ванадия из таких шлаков. В технологии принят окислительный обжиг шлаков при температуре 850ºС без Ca и Na-содержащих добавок в отличие от существующих технологий. Ванадий селективно выщелачивается из огарка водными растворами Na2CO3 (120–150 г/дм3) с получением 99,6–99,8% V2O5. Из кеков после выщелачивания ванадия сернокислым выщелачиванием извлекаются соли марганца, а твердые остатки направляются на получение комплексной лигатуры для черной металлургии.

 

Ключевые слова: гидрометаллургия, конвертерный шлак, селективное выщелачивание, ванадий, марганец, комплексная переработка сырья.

 

ФАЗОВЫЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ АЛЮМИНОТЕРМИЧЕСКОЙ ВЫПЛАВКИ ЛИГАТУРЫ Al-V-Ti-C

 

C.А. Вохменцев, ОАО «Уралредмет», uralredmet@uralredmet.ru

B.M. Чумарев, ИМЕТ УрО PAH, pcmlab@mail.ru

А.В. Ларионов, ИМЕТ УрО PAH, a.v.larionov@ya.ru

С.В. Жидовинов, ИМЕТ УрО PAH, pcmlab@mail.ru

Д.В. Таранов, ООО "ПОЗ-Прогресс", d.v.taranov@ya.ru

 

Представлены результаты изучения фазового состава лигатуры Al-V-Ti-C (АВТУ) и шлаков, образующихся при ее внепечной алюминотермической выплавке. Исследования проведены методами рентгеновского фазового анализа и рентгеноспектрального микроанализа. В составе лигатуры АВТУ обнаружены алюминиды V5Al8, VAl3, карбидная фаза на основе V2C, а также небольшое количество элементного углерода. Главной составляющей шлака АВТУ является оксид алюминия (Al2O3), в котором в виде отдельных включений найдены алюминаты кальция различного состава, элементный углерод, карбидная и металлическая фазы.

 

Ключевые слова: лигатура, шлак, фазовый состав, алюминий, ванадий, титан, углерод.

 

ВЯЗКОСТЬ ШЛАКОВ АЛЮМИНОТЕРМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ЛИГАТУР ДЛЯ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ

 

B.M. Чумарев, ФГБУН ИМЕТ УрО PAH, pcmlab@mail.ru

С.А. Истомин, ФГБУН ИМЕТ УрО PAH

В.В. Рябов, ФГБУН ИМЕТ УрО PAH

А.В. Ларионов, ФГБУН ИМЕТ УрО PAH, a.v.larionov@ya.ru

Д.В. Таранов, ФГБУН ИМЕТ УрО PAH, d.v.taranov@ya.ru

C.А. Вохменцев, ОАО «Уралредмет», uralredmet@uralredmet.ru

М.В. Трубачев, ОАО «Уралредмет»

 

Методом вибрационной вискозиметрии измерена вязкость шлаков, образующихся при алюминотермической выплавке лигатур Al-V-Ti-C (АВТУ), Al-Cr-Mo-Si (АХМК) и Al-Zr-Mo-Sn (АЦМО). Вязкость шлаков в жидкотекучем состоянии менее 5‒6 Пз. В координатах lnη‒1/Т политермы вязкости шлака АВТУ и АХМК описаны пересекающимися прямыми. По положению точек пересечения оценены температуры ликвидуса шлаков АВТУ – 1860°С и АХМК – 1790°С. Температура начала кристаллизации шлака АЦМО ниже ‒ 1550°С. Температурный коэффициент вязкости шлака АХМК определен равным 103,0 кДж/моль, шлака АЦМО – 37,0 кДж/моль.

 

Ключевые слова: алюминотермия, шлак, вязкость, температурная зависимость, кристаллизация.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПОСТАВЩИКА ЦИРКОНИЯ ДЛЯ ТИТАНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

М.О. Ледер, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», moleder@vsmpo-avisma.ru

И.Ю. Пузаков, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», puzakov@vsmpo-avisma.ru

Н.Ю. Таренкова, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», tarenkova@vsmpo.ru

М.А. Корнилова, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», kornilova@vsmpo.ru

А.В. Горина, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

 

В ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» проведена сертификация альтернативного поставщика циркония для титанового производства – производителя циркония губчатого – фирмы ATI Wah Chang (США).

В работе представлены результаты комплексного исследования циркония губчатого, а также результаты моделирования дефектов от окисленных и азотированных частиц циркония губчатого с оценкой рисков образования дефектов. Показано, что использование циркония губчатого позволяет получать титановую продукцию требуемого качества. Риск образования дефектов от циркония губчатого оценен как низкий.

 

Ключевые слова: цирконий губчатый, сертификация, окисление, азотирование, оценка рисков.

 

 

Материаловедение

 

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕГИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНЫМИ УПРОЧНЯЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА (a+b)-ТИТАНОВОГО СПЛАВА

 

С.В. Скворцова, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), skvorcovasv@mati.ru

А.В. Шалин, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ)

О.Н. Гвоздева, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ)

Н.В. Ручина, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ)

А.В. Володин, ПАО «Нормаль»

 

В работе изучено влияние дополнительного легирования основной композиции титанового сплава ВТ16 нейтральными упрочнителями на технологическую пластичность при горячей и холодной деформации, структуру и механические свойства. Показано, что введение в сплав около 1 масс.% Zr и Sn не оказывает существенного влияния на деформируемость сплава при повышенных температурах и не приводит к существенному изменению структуры в горячекатаном и отожженном состояниях. Однако эти элементы снижают на 10-15% предельную степень деформации сжатием при комнатной температуре. При этом предел прочности увеличивается в среднем на 60 МПа.

 

Ключевые слова: титановый сплав, технологическая пластичность, легирование, твёрдорастворное упрочнение, структура, прочность.

 

ОСОБЕННОСТИ ФАЗООБРАЗОВАНИЯ ПРИ МЕТАЛЛОТЕРМИЧЕСКОМ ПОЛУЧЕНИИ ТИТАН-АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ

 

С.А. Красиков, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, sankr@mail.ru

С.Н. Агафонов, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, agafonovs@ya.ru

Е.М. Жилина, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, ezhilina@bk.ru

Л.Б. Ведмидь, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, elarisa100@mail.ru

С.В. Жидовинова, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН

А.В. Долматов, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, d.aleksey@gmail.com

Т.В. Осинкина, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, cool-ezhk@yandex.ru

А.С. Русских, ФГБУН Институт металлургии Уральского отделения РАН, russkih_a_s@mail.ru

 

Изучена последовательность образования интерметаллических соединений при взаимодействии алюминия с оксидами титана, ниобия и тантала, и приведены результаты апробации металлотермического получения титан-алюминиевых сплавов на лабораторных электропечных установках.

 

Ключевые слова: алюминотермическое восстановление, фазообразование, титановые сплавы, интерметаллические соединения, оксиды.

 

 

Технологии производства полуфабрикатов

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТИТАНА ГУБЧАТОГО, ЛЕГИРОВАННОГО АЛЮМИНИЕМ И ВАНАДИЕМ

 

Т.Б. Янко, ПАО «Институт титана», Titanlab3@ukr.net

А.В. Овчинников, НИЦ «Титан Запорожье», Запорожский национальный технический университет, iaov@rambler.ru

 

Рассмотрены основные направления применения губчатого титана, легированного алюминием и ванадием. Показаны преимущества применения легированной губки для производства как сплавов, так и готовых изделий за счет сокращения производственного цикла. Предложена технология получения легированных порошков титана для порошковой металлургии и аддитивных технологий методом гидрирования-дегидрирования.

 

Ключевые слова: титановые сплавы, легирование, порошки, технология, свойства, структура, губка.

 

 

Рынок титана

 

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ

 

Ю.Н. Кусакина, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ)

Л.В. Федорова, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), fedorovalv@mati.ru

 

В работе рассмотрено влияние жизненного цикла технологий на направления прикладных научных исследований, связанных с созданием новых титановых сплавов и технологий их обработки. Сделан вывод о том, что в настоящее время эти технологии находятся на этапе зрелости, а для технологий данного этапа жизненного цикла наиболее перспективными являются те направления научных исследований, которые нацелены на сокращение затрат при производстве и обработке.

 

Ключевые слова: титановые сплавы, жизненный цикл технологий, научные исследования.

 

 

События и юбилеи

 

К 80-летию Полькина Игоря Станиславовича

К 80-летию Прудковского Бориса Александровича

К 80-летию Колобова Германа Александровича